СКАЗКА О ЧЕТЫРЕХ ДОЛЛАРАХ
Полупроводниковая светотехника как отрасль существует всего несколько лет, поэтому на сегодня говорить о наличии неких стандартов как на уровне нормативных документов, так и на уровне потребительских требований, еще рано.
К сожалению, это приводит не только к тому, что потреби тель не может объективно оценить ассортимент предлагаемой продукции и сделать обоснованный выбор, но и к возможности внесения производителями в документацию технических характеристик, не соот ветствующих реальности. За исключением очень узкого круга специали стов рынка, мало кто ориентируется в методиках измерения светового потока, расчета тепловых характери стик, срока службы светодиода при различных режимах работы и т.д. К сожалению, этим пользуются мно гие производители осветительных приборов, указывая в документации параметры, которые либо вообще не соответствуют реальности, либо являются результатом манипуляций в методиках измерений.
Продукция стоимостью $4
В ноябре 2010 г. в Москве состоялась выставка «Интерлайт», где целый па вильон организаторы выделили пред ставителям компаний из стран ЮВА, которые представили широкий ассор тимент продукции массового спроса, в т.ч. простейших светодиодных све тильников и ламп. Большинство из них было представлено как на красочных буклетах с техническими параме трами, так и в виде образцов продук ции. Особенно популярным был сег мент светодиодных ламп с цоколем типа MR 16, которые уже сегодня поль зуются популярностью в качестве за мены стандартным «галогенкам». Однако содержание буклетов и внешний вид образцов вызвали ряд вопросов о явном несоответствии этих образцов друг другу. Если по отдельности ука занные параметры и могли быть реа лизованы (вспоминается анекдот о дешевом, быстром и качественном ремонте), то обеспечить их одновре менно можно, только опровергнув ряд законов физики. На вопросы о пред ставленной на стенде продукции мне удалось получить уверенные ответы, суть которых в том, что это «очень ка чественная продукция стоимостью четыре доллара». Другой информации ни на русском, ни на английском в раз говоре получить не удалось, поэтому пришлось довольствоваться несколь кими красочными буклетами. В даль нейшем я буду ссылаться на указанные в них данные.
Посмотрим поближе
Попробуем взглянуть на этот продукт глазами потребителя и производителя.
Потребление светодиодных ламп типа MR 16 на сегодняшний день сосредоточено, в основном, в сегменте В2В. Приобретение этих ламп физическими лицами для установки дома ограничено достаточно высокой роз ничной ценой ($15-20), которая при нынешней стоимости электроэнергии окупит себя очень нескоро. Исключе ние составляют случаи, когда речь идет об автономном питании либо труднодоступном месте установки.
В сегменте В2В светодиодная подсветка и локальное освещение лампа ми типа MR 16 нашли очень широкое применение, несмотря на высокую стоимость по сравнению с галогенны ми лампами. Причин тому несколько, и каждая из них в том или ином при менении может экономически оправдать ис пользование этих источников света в сравнительно короткий срок, ер при установке в торговом оборудовании.
Первой причиной является значительно меньшая температура нагрева лампы. В результате корпусные эле-. где монтируется лампа, не деформи руются и не меняют цвет при перегреве. Часто продукция, разме щенная в витринах (например, изделия из кожи), при их подсветке гало генными лампами со временем теряет элас тичность и другие присущие ей под воздействием инфракрасного излучения. Если говорить о более узких нишах применения, то к ним относится любое холодильное оборудование, а также подсветка по мещений, где необходимо поддержа ние низкой температуры.
Вторая причина - спектр излучения. При подсветке «галогенками» практически любые изделия меняют свой цвет за сравнительно небольшое время, в то время как при подсветке светодиодными лампами это го не происходит. Кроме того, при выборе светодиодного светильника производитель оборудования выбирает такой, который выгодно подчер кнет свойства товара на витрине. Например, для подсветки ювелирных изделий предпочтительно использу ется холодный цвет, в котором драго ценные металлы и камни выглядят привлекательнее.
Третья, самая важная с экономической точки зрения, причина - стоимость владения. Именно в такой формулировке учитывается и экономия электроэнергии, и стоимость покупки новых ламп, и стоимость работ по их замене. Безусловно, цена гало генных ламп сегодня в разы ниже, чем светодиодных, но если го ворить именно о стоимости владения то складывается уже совершенно иная картина.
Желания и возможности
Если перевести потребительские предпочтения в параметры и цифры, то очень качественная продукция должна соответствовать следующим параметрам:
- яркость (минимум 200 лм, опти-мум-300 лм);
- срок службы (минимум 50 тыс. ч, оптимум - 80 тыс. ч);
- энергоэффективность (минимум 80 лм/Вт, оптимум - 100 лм/Вт);
- безопасность (температура нагрева не более 50°С).
По описанию в буклетах, лампы стоимостью четыре доллара если не полностью, то частично, соответству ют заявленным параметрам. Однако, если взять в руки образец и его реклам ный буклет, заявленное соответствие становится очень сомнительным.
Перейдя от желания потребителя к возможностям производителя, можно свести анализ к различным вариантам решения трех проблем - света (свето диод+оптика), теплоотвода (радиатор) и питания (светодиод требует стабилизированного тока питания).
Источником света служит один или несколько светодиодов, а для управле ния световым потоком используется линза или рефлектор. Наиболее часто встречающийся в настоящее время ва риант лампы «стоимостью четыре дол лара» предполагает использование не скольких маломощных светодиодов и линзы для формирования относитель но равномерного светового пятна. В образце, заявленная яркость которого составляет 240 лм, источниками света служили три светодиода. Соответствен но, с учетом потерь на линзе, каждый из светодиодов должен был излучать около 100 лм. С учетом цены на свето-диоды можно однозначно утверждать, что даже при использовании светоди одов среднеазиатских производителей их придется в этом случае запитывать током, который явно выше рекомендо ванного. То есть в случае если данная лампа соответствует по яркости указан ным в буклете характеристикам, то ни по сроку службы, ни по энергоэффек тивности она не будет соответствовать не только указанным оптимальным, но и минимальным значениям. Данное соответствие может быть достигнуто только за счет установки более мощных (а, следовательно, и более дорогих) светодиодов. Но в этом случае о «четы рех долларах» речь уже не идет, по скольку минимальная себестоимость такого решения значительно выше.
Еще одним из распространенных приемов манипуляции при указании яркости является значение, которое измеряется в центре светового пятна и в модели, где установ лена линза с углом 15-20°. Нетрудно посчитать, что при использовании стандартного угла в 90° и равномер ном распределении светового потока по всему пятну указанная в буклете яркость оказывается завышенной в 4-5 раз по сравнению с реальной.
Если говорить о теплоотводе, то уже сам материал радиатора вызыва ет вопросы. Даже алюминиевый радиатор такого размера способен обеспечить теплоотвод лампы яркостью в 300 лм только при условии, что све- тодиоды не «разогнаны» током, пре вышающим рекомендованный. Но у всех без исключения ламп азиатских производителей, которые были пред ставлены на выставке, радиаторы пластмассовые. С точки зрения физи ки, они не могут рассеивать тепло в принципе, поэтому при достижении заявленной яркости речь об энергоэффективности, сроке службы и без опасности при сохранении той же себестоимости не идет.
На вопрос о стабилизации питания ответ пришлось искать экспериментальным методом, т.е. попросту заглянув внутрь «очень качественной продукции». Устройства с такими функциями там не оказалось, хотя в некоторых лампах на российском рынке драйвер, стабилизирующий ток, установлен именно внутри самой лампы. Такой подход по зволяет сэкономить при установке подобных ламп на дорогих специализированных источниках питания с функ цией стабилизации тока, используя вместо них обычные 12-В блоки
питания. С точки зрения интегратора, это удобство, а с точки зрения потре бителя, достигается экономия на сум марной стоимости решения.
Подводим итог
Исходя из сегодняшних цен на комплектующие, производителю ламп типа MR 16 даже с хорошими объема ми реализации едва ли удастся пони зить их себестоимость до $6-7, чтобы соответствовать указанным параметрам. С учетом налогов и торговой наценки отпускная цена такой лампы для торговой сети составит около $8-10. Сложно сказать, готов ли сегодня рынок к массовому потреблению товара по такой цене. Но однозначно можно утверждать, что, указывая в рекламных буклетах явно завышенные параметры, недобросо вестные производители не только на носят вред собственной репутации, но и формируют негативное отноше ние к светодиодному освещению в целом. Ведь сегодня потребитель рас считывает, что более высокая цена обоснована реальными преимуществами предлагаемой продукции. Однако в результате приобретения ламп «стоимостью четыре доллара» его ожи дания не оправдываются, поскольку и яркость, и срок службы, и энергоэф фективность этих источников света не дотягивают даже до минимального уровня. Появляется не только негатив ное отношение к продукции данного производителя, но и ставится под со мнение перспектива использования светодиодного освещения.
Возникает риторический вопрос: стоит ли самим участникам рынка сформировать негативное отношение потребителей к светодиодному освещению? Как извест но, риторический вопрос ответа не требует.
Юрий Красножон , y _ krasnozhon @ ukr . net В 1997 г . закончил Киевский политехнический институт по специальности «Электропривод и автоматизация» . В 2005 г . закончил Киевский институт инвестиционного менеджмента по специальности «Маркетинг»
Источник - LIGHT EXPERT февраль 2011